Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Спас на крови

Мемориальный собор памяти императора Александра II, построен в стиле псевдорусского зодчества. Действующий храм и музей с богатейшей коллекцией мозаики в Европе.

  • Парадный Петербург
  • BEST-30
  • Музеи и выставки
  • 0+

Кому понравится

Любителям псевдорусского стиля. Тем, кто интересуется историей Романовых. Ценителям прикладного искусства, особенно мозаики. Охотникам за достопримечательностями.

Самое главное

Александр III повелел создать на месте убийства своего отца храм-памятник в русском стиле и объявил конкурс среди архитекторов. Победу одержал совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Альфреда Парланда. Место убийства Александра II вписано в интерьер собора и выделено особым приделом. Торжественное открытие освящённого храма прошло 19 августа 1907 года по старому стилю. После революции храм лишили статуса собора, в 1930-х его окончательно закрыли, а перед войной он оказался под угрозой сноса. В годы Великой Отечественной в главный купол храма попал снаряд и пролежал внутри 20 лет. Спас на крови занимает первое место в России и Европе по количеству мозаик.

Что внутри

Место убийства Александра II вписано в интерьер собора и выделено особым приделом. Современники сохранили оригинальный фрагмент мостовой и ограды канала, окроплённых кровью царя, и поместили его под сводами яшмового шатра. Спас на крови занимает первое место в России и Европе по количеству мозаик. В общей сложности они занимают семь тысяч квадратных метров. Над эскизами мозаик трудились 32 художника, работавших в самой разной манере: от византийских традиций до модного в те годы модерна. Центральное место занимают мозаичные иконы, выполненные по живописным оригиналам Виктора Васнецова. Внутреннее убранство храма отличается невиданной проработкой: в отделке использованы ажурная резьба по цветному мрамору, гранёные кристаллы хрусталя, уральские и алтайские поделочные камни и ещё множество техник и материалов.

Историческая справка

1 марта 1881 года по старому стилю на набережной Екатерининского канала, ныне — канала Грибоедова, революционеры-народовольцы смертельно ранили императора Александра II. Спустя 24 года в память о царе-освободителе на месте убийства появился Храм Спаса на крови. По замыслу террористов, совершивших к тому моменту уже не одно покушение на Александра II, смерть царя должна была вызвать в народе смятение и подготовить почву для государственного переворота. Однако вышло наоборот: гибель самодержца обратилась народной трагедией. Невинно убиенного Александра II даже сравнивали с Христом, пролившим кровь, чтобы искупить грехи человечества. Взойдя на престол, его сын Александр III повелел создать на месте трагедии храм-памятник и объявил конкурс среди архитекторов. Храм должен был стать воплощением традиционного русского церковного зодчества. Победу одержал совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Альфреда Парланда. Он совместил себе характерные черты ярославских и московских храмов XVI-XVII веков. На строительство выделили более четырёх миллионов рублей, полтора из которых пожертвовали высокопоставленные лица страны. Перед строителями стояла сложная задача. Поскольку храм стоит вплотную к каналу, вместо традиционных свай впервые в Петербурге использовали сплошной фундамент из путиловской плиты. Наружная облицовка состоит из множества декоративных элементов: стены выполнены из немецкого кирпича, а декоративные элементы — из эстляндского мрамора. В отделке куполов особенно выделяются поливные изразцы и цветная черепица работы фабрики Харламова. Четырёхцветные главы собора покрыты ювелирной эмалью по специальной рецептуре фабрики Постникова, не имеющей аналогов в русской архитектуре. Торжественное открытие освящённого храма прошло 19 августа 1907 года по старому стилю, а всего 10 лет спустя в Петербург пришла революция. Храм лишился статуса собора и стал обычным церковным приходом. В 1920-е годы новые власти начали присваивать церковное имущество. В 1930-х Спас на крови окончательно закрыли, здание стали использовать как склад, а колокола отправили на переплавку. В это же время комитет по охране памятников начал готовиться к сносу храма, но этим планам помешало внезапное начало войны в 1941 году. Во время блокады Ленинграда собор пострадал от обстрелов, о чём напоминает мемориальная доска с пробоинами на южном фасаде. Один из снарядов попал в главный купол храма, не разорвался и пролежал внутри двадцать лет в ожидании сапёров. После войны собор служил складом для декораций Малого оперного театра и всё ещё был под угрозой сноса. Архитектурную ценность храма признали лишь в 1968 году, после чего началась масштабная реставрация длиною в 27 лет. В 2004 году храм вновь освятили и начали возрождать здесь церковные службы.

Обязательно посмотреть

Открыточный вид на собор с набережной канала Грибоедова. Фрагмент исторической мостовой с места убийства Александра II. Мозаичный иконостас, выполненный по живописным оригиналам Виктора Васнецова.

Как добраться

    Куда дальше?