Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Best-Отчёт. «Саломея» в Мариинском театре

Циники и мечтатели. Страсть и погибель. Грань символизма и декадентства. Опера Рихарда Штрауса «Саломея» – это новый авторский взгляд режиссёра-постановщика Марата Гацалова на известный библейский сюжет и драму Оскара Уайльда.

  • Театр
  • Опера
  • Современный театр
  • 16+

Софиты меркнут, занавес открывается, и волна оркестровой музыки наполняет зал Мариинского театра. Острый, прерывистый и одновременно глубокий, мелодичный немецкий язык вовлекает зрителя в историю, и процесс бытового наблюдения обращается в ритуал. Опера «Саломея» – это современный взгляд на библейский сюжет и одноимённую пьесу Оскара Уайльда – культурный феномен литературы, который в своё время имел скандальную репутацию. Уайльдовская трагедия сместила акценты сюжета Нового Завета, поместив в центр образ Саломеи и её внутренний конфликт. Если вам близки минимализм и метафоричность, вам однозначно стоит увидеть «Саломею» Марата Гацалова. Режиссёр-экспериментатор сотворил постановку на грани символизма и декадентства. Здесь нет чётких пространственных категорий – художественное действие разворачивается в огромных буквах-небоскрёбах, в которых читается «СОН». Сон как пророчество или сон как фантасмагория – зритель сам волен интерпретировать пространство, в котором существуют герои. Фигура Саломеи – центральный образ в постановке. Ещё не видя девушки, зритель уже рисует в голове её силуэт, ведь опера начинается с восторженно-вожделенного восклицания царя Ирода: «Как прекрасна принцесса Саломея в эту ночь». Но Саломея холодна и равнодушна к Ироду, она отвергает всяческие его ухаживания. Однако самовольно соглашается исполнить для тетрарха танец, чтобы в награду запросить мёртвую голову пророка Иоканаана. В буквах-небоскрёбах разворачиваются все художественные действия: «СОН» оказывается домом и темницей, чарующим танцем и роковым проклятием, обливается прозрачным светом Луны и алой греховной кровью. Заранее предугадывая трагичный финал, зритель всё же следует за героями постепенно: всматривается, вслушивается, сомневается. Ход истории гипнотизирует, вовлекает, а голоса артистов провоцируют эмоциональные всплески и спады, из-за чего зритель постоянно находится в мучительном предвкушении.

Как добраться