Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Казанский собор

Грандиозный собор, который стал «нашим ответом Риму».

  • Парадный Петербург
  • BEST-30
  • 0+

Самое главное

Величественный Казанский собор — одновременно религиозная реликвия, памятник воинской славы России и, возможно, главное архитектурное украшение Невского проспекта. А ещё место, которое дало название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту. При советской власти храм был закрыт и превращён в Музей истории религии и атеизма. В 1991 году — вернул себе исконное предназначение. В 2000 году — стал Кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии.

Кому здесь понравится

Тем, кто хочет приложиться к святыне — особо почитаемому Казанскому образу Божией Матери. Тем, кто увлекается отечественной историей. Охотникам за достопримечательностями.

История создания

Возводить Казанский собор начали 8 сентября 1801 года — как замену церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая, хоть и считалась придворной, больше не соответствовала парадному облику Северной столицы. За право стать главным архитектором соревновались многие прославленные зодчие — работы представлялись на суд Павлу I в рамках конкурсного отбора. Предварительно император одобрил план Чарльза Камерона, но позже, по рекомендации графа Строганова, обратил внимание на внеконкурсную работу молодого перспективного архитектора Андрея Воронихина и выделил её среди прочих. Так, некогда крепостному крестьянину семьи Строгановых выпала честь стать автором проекта. Графу же предложили занять место председателя попечительского совета при строительстве храма. Новый собор высотой 72 метра открылся в 1811 году, получив в наследство от Рождество-Богородичной церкви придворный статус и главную святыню — чтимый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Название, как можно догадаться, дали в честь неё.

Внешняя колоннада

Воронихин внимательно прислушался к пожеланию Павла I: сделать новый храм схожим с римским собором Святого Петра. Явной отсылкой к итальянскому архитектурному ансамблю стала дугообразная колоннада из 96 колонн перед северным фасадом. Правда, римская площадь колоннадой замыкается, а петербургская — будто распахивается навстречу улице и людям. Кстати, первоначально Воронихин хотел разместить такую же колоннаду ещё и с южной части, но до конца замысел не был реализован. Решение было новаторским. Обычно в православных храмах вход располагается с западной стороны, а алтарь — с восточной. Но и сам Невский проспект протягивается с запада на восток, что часто вынуждало архитекторов возводить церкви «боком», а не «лицом» по отношению к главной магистрали города. В случае с Казанским собором этого удалось избежать благодаря колоннаде и переносу парадного входа на северную сторону.

Собор как музей

В XIX столетии Казанский собор не только стал местом для молитв и религиозных обрядов, но и выступил в роли памятника героической победе России в войне с Наполеоном и русским войскам. Собрание было представлено знамёнами неприятельских войск, ключами и штандартами от освобождённых европейских городов и взятых крепостей, маршальскими жезлами. Здесь же с 1813 года покоится прах Михаила Кутузова. Скульптура полководца появилась на постаменте перед собором в 1837 году, в честь 25-ой годовщины победы над французскими войсками, — одновременно с монументом Михаилу Барклаю-де-Толли. Однако не только военная слава русской армии даёт право говорить о Казанском соборе как о музее. Бесценно и его архитектурно-художественное достояние. Над внешним и внутренним убранством в разное время трудились именитые скульпторы, живописцы, гравёры и другие мастера: писали образа, вырезали иконостасы, создавали рельефные панно на библейские темы, ваяли статуи. Масштаб архитектурного ансамбля в целом и его отдельно взятых элементов впечатляют воображение посетителей по сей день. Даже при том, что бóльшая часть здания, интерьера не пережила различных трагических событий прошлого, а восстановлена современными мастерами. Ещё одна музейная страница в истории собора связана с XX веком: при советской власти здание было переделано в Музей истории религии и атеизма, экспозиции знакомили посетителей с подробностями становления и развития мировых конфессий. После эпохи перестройки многострадальному собору вернули исконное предназначение и присвоили кафедральный статус. Сегодня здесь проходят церковные службы при участии высших иерархов.

Обязательно посмотреть

Среди прочих ценностей выделяются бронзовые Северные врата, отлитые по образцу «Врат рая» — барельефов на входе в баптестерий (зал для крещения) при кафедральном соборе Флоренции. Кроме них, стоит увидеть художественные композиции «Несение креста» Феодосия Щедрина и «Взятие под стражу» Жана-Доменика Рашетта — единственные первозданные барельефы, которые сохранились в интерьере. Обратите внимание на главный серебряный иконостас — оригинал, облицованный трофейным серебром, был утрачен после революции, сегодня в соборе размещена точная копия. Обязательно прогуляйтесь под сводами колоннад — наружной и внутренней, — чтобы ощутить мощь и величие места. К слову, внутренняя колоннада образует форму римской базилики и разделяет пространство на три коридора (нефа). Она состоит из 56 колонн коринфского ордера с золочёными капителями, для создания которых использован розовый финский гранит.

Городские легенды

До 1824 года на каменных постаментах по бокам колоннады размещались гипсовые фигуры архангелов, которые позже должны были заменить бронзовыми изваяниями. Шли годы, фигуры из гипса теряли презентабельный внешний вид, а вскоре и вовсе пропали с пьедесталов. Доподлинно неизвестно, почему бронзовые оригиналы так и не заняли законное место. Но у жителей родилась следующая версия: небесные покровители появятся только тогда, когда дождутся для России «мудрого, правдивого и честного политика». Нередко среди посетителей звучит вопрос, почему в соборе нет собственной колокольни. Согласно легенде, в 1800 году, когда формировалась «Комиссия о построении Казанской церкви», Павлу I неоднократно указывали на необходимость возвести башню с колоколами, а заодно построить и дом для клира. Однако император отвечал: «В Риме у Петра нет колокольни, нам и подавно ни к чему. Что касается церковнослужителей, то эти без жилья не останутся». Впоследствии колокола всё же появились — заняли проёмы колоннады. А насчёт представителей духовенства Павел словно в воду глядел: для них выделили дом на пересечении Невского проспекта и Казанской улицы.

Как добраться

Куда дальше?