Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Большеохтинский мост

Чудо инженерной мысли своего времени и красивейший мост Петербурга. Построен в стиле архитектурной эклектики, типичной для эпохи модерн. Соединяет исторический центр с непарадной частью города.

  • Места для вдохновения
  • Прогулки
  • BEST-30
  • 0+

Кому понравится

Тем, кто хочет увидеть самый красивый разводной мост в Петербурге. Тем, кому понравилось на платформе Витебского вокзала и… в Париже на Эйфелевой башне.

Самое главное

В XIX веке центр города и Охту соединяла только паромная переправа. Нужно было строить мост. Переправу заложили в 1909 году накануне 200-летия Полтавской битвы и назвали в честь её победителя — Мостом Петра Великого. По конструкции Большеохтинский мост нередко сравнивают с Тауэрским в Лондоне. Внутри мостовых башен спрятаны механизмы развода, пульт управления и винтовая лестница на смотровую площадку. Стеклянные купола-светильники на башнях служат ориентиром для речных судов. Тогдашние петербуржцы ругали мост не меньше, чем парижане когда-то — Эйфелеву башню. Технически мост оказался настолько совершенным, что масштабная реконструкция понадобилась только в 1990-х.

Что внутри

Главное украшение моста — сказочные башни в неороманском стиле. Внутри них спрятаны механизмы развода, пульт управления и винтовая лестница на смотровую площадку. Стеклянные купола-светильники служат ориентиром для речных судов. Во период белых ночей «Мостотрест» проводит экскурсии по башням в рамках проекта #Блогерыразводятмосты. Члены сообщества петербургских блогеров могут послушать инженеров и механиков, осмотреть конструкцию моста и увидеть изнутри, как расходятся его створы, открывая судам проход по Неве. Ещё один способ попасть в башни — заказать экскурсию-свидание в одной из частных петербургских фирм и устроить романтический ужин прямо на смотровой площадке Большеохтинского моста.

Историческая справка

В XIX веке центр города и Охту соединяла только паромная переправа. В народе на этот счёт появилась даже особая присказка: «Из-под Смольного на Охту очень дорог перевоз. Уж как я свою милую на ручонках перенёс». Нужно было строить полноценный мост. В 1901 году Городская управа объявила международный конкурс на лучший проект. Участвовали 16 архитекторов из 7 стран, но никто не смог угодить экспертной комиссии. В итоге утвердили внеконкурсный проект под девизом «Свобода судоходству». Его авторы — инженеры Григорий Кривошеин и Владимир Апышков. Переправу заложили в 1909 году накануне 200-летия Полтавской битвы и назвали в честь её победителя — Мостом Петра Великого. По конструкции Большеохтинский мост нередко сравнивают с Тауэрским в Лондоне. Разводную секцию с четырёх сторон окружают башни-маяки, а опоры дорожного полотна поддерживают арочные металлоконструкции. Сооружение действительно грандиозное для своего времени, и приняли его не сразу. Тогдашние петербуржцы ругали мост не меньше, чем парижане когда-то — Эйфелеву башню. После революции мост лишили посвящения Петру и назвали «Большеохтенским» согласно с тогдашней идеологией и правилами грамматики. Технически мост оказался настолько совершенным, что масштабная реконструкция понадобилась только в 1990-х.

Мифы и легенды

Во время строительства моста использовали более миллиона металлических заклёпок. По слухам, строители заменили одну заклёпку на золотую — на счастье. Чтобы не выдать себя, они покрыли деталь металлической плёнкой. Легенде уже более ста лет, а заклёпку так и не нашли.

Обязательно посмотреть

Развод Большеохтинского моста в период белых ночей (2:00). Сказочные башни-маяки в псевдороманском стиле. Большеохтинский мост в лучах ночной подсветки.

Как добраться

Куда дальше?